Затримка мовленнєвого розвитку: вчасно виявити проблему!
Порада нейрологопеда і дефектолога Ганни Геннадіївни Басай батькам щодо своєчасного виявлення порушень розвитку мовлення та комунікації
"Очень часто родители, читая, что к 1 году ребенок должен говорить до 10 слов, а к 2 годам до 175 слов, рассуждают так: «Ну кто так говорит? Вот у меня старший ребенок (сосед, племянник, крестник) говорил в 2 года мало (или совсем не говорил), а сейчас учится в школе, университете и все в порядке. У нашего папы (дедушки, дяди) тоже так было. И наш весь в него».
Итак, является ли количественная норма тем рубежом, после которого нужно бить тревогу? Мое мнение – нет, не всегда. Именно количество слов не может быть определяющим фактором для выставления ребенку диагноза – задержка речевого развития. Так когда нужно насторожиться?
1. Нарушение коммуникации – да-да, именно коммуникации. Очень часто родители, заходя на консультацию, во время беседы прежде всего определяют запрос как «он (она) не говорит». Но это не первопричина. А как Ваш ребенок коммуницирует с Вами? Привлекает ли он Ваше внимание (словом, указательным жестом), когда увидел что-то необычное (пожарную машину с сигналом на улице, большой воздушный шар или что-то еще)? Хочет ли он, что бы и Вы разделили с ним его эмоцию? У меня есть одна показательная проба - в моем кабинете есть несколько очень интересных игрушек, которые ребенок уж точно не видел никогда. И когда я даю ее ребенку, то смотрю на реакцию – если он взял игрушку, нажал, удивился и посмотрел на маму (или понес ее маме) то с коммуникацией задержка речи не связана. Если ребенок захотел конфету (воду) и потянул Вас к шкафу или крану – да, это тоже коммуникация. Но она является бытовой и не связана с эмоциональным состоянием ребенка. Эта коммуникация не является определяющей в развитии речи.
2. Нет навыков подражания. Речь – это не врожденная способность человека, а приобретенная (именно поэтому дети, которые с детства чаще видят гаджеты, чем родителей имеют проблемы с речью). Мы учимся говорить только подражая маме, папе, бабушке и т. д. Но это подражание вторичное и развивается только после двигательного подражания. Если Ваш ребенок не повторяет за Вами движения (это и банальные «Ладушки» и «Мишка косолапый»), то помощь логопеда-дефектолога Вашему ребенку нужна как можно скорее.
3. Понимание речи – к 2 годам ребенок должен выполнять двухсложную инструкцию, не связанную с [конкретной - прим. ред.] бытовой ситуацией. Например, когда ребенок сел за стол обедать, Вы положили перед ним ложку, салфетку и поставили тарелку. Потом просите его «Возьми салфетку и вытри нос». Эта инструкция не связана с ситуацией обеда и [если] ребенок в состоянии ее выполнить, [это свидетельствует о понимании им услышанных слов]. Таких ситуаций можно подобрать много. Если Вы выходите в коридор и говорите ребенку «Обувайся» и он обувается – это [ситуативное] бытовое понимание речи и оно не способствует её запуску или развитию.
Кроме того есть еще несколько определяющих факторов, но об этом позднее.
Речь – это очень сложный процесс, и если что-то идет не так, то важно вовремя среагировать.
Здоровья Вам и Вашим деткам!"
Коментарі
Напишіть свій коментар